Мосолов, С. В. Российская империя в XVIII веке : курс русской истории. – Москва : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.

цу внезапно легчало, и он приступал к исполнению своих обязанностей. Остерман назначал себе цель и шёл к ней с оглядкой, по-кошачьи, неторопливо, и всегда добивал­ ся своего. Он устал жить под пятой Меншикова, а потому и поставил себе цель — с помощью Петра II скинуть ненавистного временщика с его пьедестала. Хитроумный немец был неплохим психологом. Уроки Остермана так увлекали Петра, что мальчик, едва проснувшись ранним утром, чуть не бегом спешил на занятия. А педагог посте­ пенно настраивал юного государя против Меншикова. Остерман знал, что Пётр проявляет недовольство Мен- шиковым по причине того, что он не даёт ему много времени для развлечений, заставляет учиться и держит его под контролем, ограничивая его права самодержца. Именно Остерман, бывший близким сподвижником Меншикова, зная его слабые стороны, первый начал готовить почву для его свержения. В первые три года жизни Петра не рассматривали как будущего императора, поскольку у Петра I в то время рос сын — Пётр, родившейся 29 октября 1715 года. Но, вско­ ре, 25 апреля 1719 года сын Петра I умер. После кончи­ ны малолетнего наследника порядок престолонаследия в России стал неопределённым, так как единственным, кроме государя, мужским представителем дома Романо­ вых остался его внук Пётр Алексеевич, отец которого был от престолонаследия отстранён, а затем и осуждён на смерть. Переход престола от деда к внуку соответство­ вал традиции монархических домов того времени, Так, незадолго до этого во Франции после смерти Людовика XIV в 1715 году престол перешёл к его малолетнему пра­ внуку Людовику XV. Во время болезни своего венценосного деда Пётр 83

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz