Мосолов, С. В. Российская империя в XVIII веке : курс русской истории. – Москва : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.
она сохраняла административную, финансовую и судеб ную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким в 1675-1690 годах и Адри ан в 1690-1700 годах проводили политику, направлен ную на укрепление этих позиций. Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государствен ной жизни, была направлена, прежде всего, на как мож но более эффективное использование церкви для нужд государства, а конкретнее — на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота. Пётр, руководствуясь просвети тельской идеей об общественном благе, для которого необходим продуктивный труд всех членов общества, развернул активное наступление на монахов и монасты ри. Ключевой фигурой в деле организации Духовной коллегии (Святейшего Синода) был малороссийский богослов, ректор Киево-Могилянской Академии Феофан Прокопович (1681-1736 гг.), который отличался необык новенной даровитостью, любовью к наукам, многозна- нием и живостью характера. Феофан Прокопович из Киева отправился учиться за границу, где, отрекшись от православия, учился в Львове, Кракове и Риме. Иезу итское воспитание не только не увлекло его в сторону латинства, но возбудило в его душе полное отвращение и от схоластики, и от иезуитов, и от всей системы католи чества. B 1704 году, воротясь в Киев и снова присоеди нившись к православию, он поступил на службу в акаде мию и постепенно проходил в ней должности учителя, префекта и ректора. В 1706 году Пётр I встретил Феофа на Прокоповича в Киеве при закладке Печерской кре пости. В 1711 году Феофан Прокопович был при Петре 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz