Мосолов, С. В. Российская империя в XVIII веке : курс русской истории. – Москва : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.
хозяйства. Сенату предписывалось: «Суд иметь нелицемерный, и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения, то ж и ябед никам да последует». «Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, оставить». «Денег, как возможно, собирать, понеже деньги суть артерия войны». Члены Сената назначались царём. В его состав пер воначально входило всего девять человек, которые решали дела коллективно. В основу комплектования Сената был положен не принцип знатности, а компетент ности, выслуги и близости к царю. Таким образом, Сенат стал высшим судебным, управленческим и законосове щательным учреждением, которое выносило на рассмот рение различные вопросы для законодательного разре шения монархом. Решения в Сенате принимались колле гиально на общем собрании. Над деятельностью Сена та был установлен контроль: в 1722 году был назначен генерал-прокурор Павел Иванович Ягужинский (1683-1736 гг.), которого называли «оком государевым» в Сенате. Генерал-прокурор имел право: ставить вопрос перед Сенатом для выработки проекта решения, пред ставляемого императору на утверждение, выносить про тест и приостанавливать дело, сообщая об этом импера тору. Поскольку генерал-прокурору был подчинен инсти тут фискалов, то прокуратура руководила и негласным агентурным надзором. Прокурор коллегии должен был присутствовать на заседаниях коллегий, осуществлял надзор за работой учреждения, контролировал финансы, рассматривал донесения фискалов, проверял протоколы 50
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz