Мосолов, С. В. Российская империя в XVIII веке : курс русской истории. – Москва : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.
ции Павла, то есть к причислению его к лику святых. Да и сам Клочков довольно прозрачно намекает на истин ную цель своей работы». Позднее, в 1973 году, профессор Окунь свидетельствовал, что канонизация государя намечалась на март 1917 года. Товарищ Обер-Прокурора Святейшего Синода Николай Давидович Жевахов в своих «Воспоминаниях» указывал: «Отношение Импе ратора Павла I к Церкви было таково, что только рево люция 1917 года прервала работы по его канонизации, однако сознанием Русского Народа Император Павел давно уже причислен к лику святых. Дивные знамения благоволения Божия к Праведнику, творимые Промыс лом Господним у его гробницы, в последние годы пред революцией не только привлекали толпы верующих в Петропавловский собор, но и побудили причт1издать целую книгу знамений и чудес Божиих, изливаемых на верующих молитвами Благоверного Императора Павла I».2 Призывы к канонизации Павла I раздавались и в начале XXI века. В современных исследованиях, посвящённых изучению механизма формирования исто рической памяти российского общества, подчеркивается, что Павел I не вписывался ни в один идеологически стройный образ русской истории. Антипавловский заго вор явился следствием самых разнородных факторов. 1 Причт — в Русской Православной Церкви состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви (приходе): как священнослужителей (свя щенник и дьякон), так и церковнослужителей (псаломщики и другие); в позднейшем словоупотреблении иногда означает только последнюю категорию лиц. 2 Жевахов Н. Д. Воспоминания. Т. 2 — М.: Родник, 1993, с. 220. 482
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz