Мосолов, С. В. Российская империя в XVIII веке : курс русской истории. – Москва : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.

был исключительно подходящим, как для индивидуаль­ но-духовной закалки, так и для просветления Европы. Мальтийские рыцари, ведущие свой род от иоаннитов, то есть рыцарей-монахов, ставили своей целью дела, направленные на помощь ближним, но вместе с тем и с оружием в руках они защищали христианский мир от неверных. И в этом был заложен глубочайший смысл данного светского религиозного ордена. По сути своей, Мальтийский орден мог выступать как действенная вооружённая сила, тогда как остальные Церкви были лишены такой возможности. Император Павел, с его обострёнными понятиями чести и долга, веры и верно­ сти, никак не мог согласиться, что голый факт принад­ лежности к высшему сословию ставит человека, действи­ тельно, выше всех, поэтому и полагал, что Екатеринин­ скому дворянству, шляхетного, польского типа, в особен­ ности нужна была орденская, духовная прививка. Павел стремился придать дворянству духовный смысл и ввёл для этого орденскую структуру. Приём в Мальтийские рыцари был открыт и для духовенства. Так, например, в Орден вступили даже некоторые епископы. В 1916 году в Петрограде была издана книга про­ фессора Михаила Васильевича Клочкова «Очерки прави­ тельственной деятельности времени Павла I», автор кото­ рой решил заново всесторонне изучить достойные дове­ рия источники и на основе их дать правдивую харак­ теристику деятельности императора Павла Петровича. По признанию известного советского историка Семёна Бенциановича Окуня, труд Клочкова, по существу, дол­ жен был «полностью „реабилитировать" Павла». Он осо­ бо отмечал, что напечатан он был «как раз в тот момент, когда в Синоде уже всё было подготовлено к канониза­ 481

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz