Мосолов, С. В. Российская империя в XVIII веке : курс русской истории. – Москва : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.
был исключительно подходящим, как для индивидуаль но-духовной закалки, так и для просветления Европы. Мальтийские рыцари, ведущие свой род от иоаннитов, то есть рыцарей-монахов, ставили своей целью дела, направленные на помощь ближним, но вместе с тем и с оружием в руках они защищали христианский мир от неверных. И в этом был заложен глубочайший смысл данного светского религиозного ордена. По сути своей, Мальтийский орден мог выступать как действенная вооружённая сила, тогда как остальные Церкви были лишены такой возможности. Император Павел, с его обострёнными понятиями чести и долга, веры и верно сти, никак не мог согласиться, что голый факт принад лежности к высшему сословию ставит человека, действи тельно, выше всех, поэтому и полагал, что Екатеринин скому дворянству, шляхетного, польского типа, в особен ности нужна была орденская, духовная прививка. Павел стремился придать дворянству духовный смысл и ввёл для этого орденскую структуру. Приём в Мальтийские рыцари был открыт и для духовенства. Так, например, в Орден вступили даже некоторые епископы. В 1916 году в Петрограде была издана книга про фессора Михаила Васильевича Клочкова «Очерки прави тельственной деятельности времени Павла I», автор кото рой решил заново всесторонне изучить достойные дове рия источники и на основе их дать правдивую харак теристику деятельности императора Павла Петровича. По признанию известного советского историка Семёна Бенциановича Окуня, труд Клочкова, по существу, дол жен был «полностью „реабилитировать" Павла». Он осо бо отмечал, что напечатан он был «как раз в тот момент, когда в Синоде уже всё было подготовлено к канониза 481
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz