Мосолов, С. В. Российская империя в XVIII веке : курс русской истории. – Москва : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.

объявил себя защитником древнейшего духовного орде­ на. Надо сказать, что к мальтийским рыцарям Павел питал особое чувство. «История Ордена Святого Иоанна Иерусалимского» аббата Верто, вышедшая в 1724 году, с детства была его любимой книгой. Чтобы понять при­ чины обращения Императора к Мальтийскому Ордену, необходимо рассмотреть историю этого Ордена. История рыцарей Ордена Святого Иоанна, или Мальтийского Ордена всегда была окружена ореолом некой таинствен­ ности. Возникновение монашеского братства госпита­ льеров, на основе которого был впоследствии создан Орден Святого Иоанна, некоторые исследователи отно­ сят к VI веку нашей эры. Однако историческая традиция связывает его появление с Крестовыми походами, вступ­ лением крестоносцев под предводительством Готфрида Бульонского в Иерусалим 15 июля 1099 года. Эмблемой Ордена был восьмиконечный крест, вве­ дённый Гроссмейстером Раймондом де Пюи, символи­ зировавший целомудрие и восемь рыцарских добродете­ лей. Рыцарские добродетели — вера, милосердие, прав­ да, справедливость, безгрешие, смирение, искренность, терпение. Четыре направления креста говорили о глав­ ных христианских добродетелях — благоразумии, спра­ ведливости, силе духа и воздержании. Орденская печать изображала больного на ложе с таким же крестом в голо­ вах и светильником в ногах. Клятвы, даваемые рыцаря­ ми при вступлении в Орден, придавали ему религиоз­ ный характер. Новопосвящённые должны были обнять и поцеловать друг друга в знак дружбы, мира и братской любви. Отныне они именовали друг друга «братьями». В 1187 году, после того, как мусульмане отвоевали 425

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz