Мосолов, С. В. Российская империя в XVIII веке : курс русской истории. – Москва : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.

на него и главный воспитатель — масон и вольтерьянец Никита Панин и все его другие воспитатели. Так, напри­ мер, наставник Семён Порошин знакомил юного Павла с трудами просветителей: Вольтера, Дидро, Даламбера, а также беседовал со своим учеником о сочинениях Мон­ тескье и Гельвеция, заставляя читать их для просвещения разума. В этот же период Павел изучал «О Духе законов» Монтескье, исторические труды Дэвида Юма, «Опыты» Монтеня, философские сочинения Сенеки, Цицерона и «Записки» знаменитого австрийского полководца гра­ фа Раймондо Монтекукколи. Особенно внимательно Павлом были прочитаны пять томов «Записок» герцога Сюлли, одного из самых известных государственных дея­ телей Франции эпохи Генриха IV и четыре тома «Мему­ аров» кардинала Ретца — деятеля следующей эпохи в истории Франции. Хотя воспитатели и не достигли сво­ ей цели, и Павел не стал вольтерьянцем и атеистом, но они всё-таки внушили ему мысль о превосходстве европейской военной науки над русской. Павлу хорошо было известно неустройство русской армии в царствование его матери, а Фридриха II, как гениального полководца восхваляли в то время на все лады во всех странах Европы. Безусловно, что воинские принципы Суворова были на много выше принципов Фридриха II. Но, как извест­ но, «нет пророка в своём отечестве». И если же обвинять Павла в отсутствии прозорливости и не сумевшего долж­ ным образом оценить всю силу военного гения Суворо­ ва, то тогда за это же самое надо обвинять и Екатерину II. Именно при ней Суворов всегда играл роль спасателя в критических ситуациях, а его самобытные военные принципы не были внедрены в русской армии. Была 421

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz