Мосолов, С. В. Российская империя в XVIII веке : курс русской истории. – Москва : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.

По воцарении Павла масоны посвятили ему много од. Особо здесь отличились второстепенные П. И. Голе­ нищев-Кутузов и М. И. Невзоров, которые согласно орденской символике именовали его «солнцем наших дней», а павловское царствование называли «возрожде­ нием». Главный поэт масонства Михаил Херасков шёл ещё дальше. Он назвал Павла — Соломоном и советовал новому царю: Ты храмы Истине поставишь И тамо Совесть водворишь; Ты Истину любить заставишь, Её Ты любишь сам и чтишь! Понятно, что речь здесь шла о храмах вольных камен­ щиков По восшествии на престол Павел освободил тех узни­ ков, которые пострадали от антимасонских гонений Ека­ терины. Так, он выпустил Новикова из Шлиссельбург- ской крепости, вернул из ссылки Радищева, Лопухина, Куракина. Кроме того, Павел I демонстративно прибли­ зил к себе многих видных масонов: Репнина, Куракина, Гагарин и других. 12 ноября 1796 года князь Трубецкой был пожалован в сенаторы, а в ноябре того же года дру­ гой видный деятель московского масонства Херасков — в тайные советники. В 1797 году Павел I, приехав для коронации в Москву, приказал объявить великому мастеру московской ложи «Трёх мечей» профессору Христиану Маттеи, чтобы он позаботился о созыве в назначенный день собрания всех главных московских масонов. Приказание это было исполнено. Явившийся на него император обратился к собравшимся с речью, причём не как государь, а как «брат». Смысл этой речи состоял в том, не признают ли 399

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz