Мосолов, С. В. Российская империя в XVIII веке : курс русской истории. – Москва : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.

использует инструменты строительных товариществ и легенды о строительстве Храма Соломона, чтобы выра­ жать метафорически то, что и масонами, и их критиками описывается как «система морали, скрытая в аллегориях и проиллюстрированная символами». Основной версией происхождения масонства счита­ ется версия о происхождении его от средневековых братств каменщиков. От них, по всей вероятности, пошли масонские ложи, унаследовавшие свою первона­ чальную организационную структуру (ученик — подма­ стерье — мастер) и символику (фартук, перчатки, отвес, циркуль). На этой задаче построения Храма, правда, уже не в физическом, а в духовном плане, сосредотачивают свои усилия и масоны. Как и средневековые каменщики, они так же трудятся над обработкой «дикого камня», ста­ раясь придать ему правильные, совершенные формы. Только камень этот у них символический — душа челове­ ка со всеми присущими ей страстями. Правда существу­ ют теории о более древнем происхождении масонства, начало которого выводится от орденов тамплиеров, или, в других версиях, от ордена розенкрейцеров — братьев Розового Креста. Розенкрейцеры возводят свою родо­ словную к легендарному немецкому рыцарю Христиану Розенкрейцеру, который в 1378 году совершил поездку на Восток и в Индию, и откуда, якобы, привёз в Европу тайну философского камня и жизненного эликсира. В России масонство появилось в середине XVIII века. В масонских легендах основателями масонства в России часто называют Петра I и его соратников Франца Лефор­ та и Патрика Гордона. Первое достоверное упоминание о появлении первой масонской организации в России относится к 1731 году, когда великий мастер Первой вели- 393

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz