Мосолов, С. В. Российская империя в XVIII веке : курс русской истории. – Москва : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.
королём, Екатерины II — с Гертрудой, братьев Орло вых — с Клавдием и так далее. Так, ощущением этого сходства пронизаны многие страницы фундаментального исследования Шильдера о Павле I, не раз называвшем его «новым Гамлетом», «русским Гамлетом». Но, что ещё важнее, сходство между образом «принца Датского» и судьбой цесаревича Павла бросалось в глаза и его современникам. Так, в конце 1781 года в связи с ожидав шимся приездом в Вену великого князя Павла в придворном театре готовилась постановка «Гамлета». Однако в последний момент актёр, игравший заглавную роль, отказался участвовать в премьере спектакля, поскольку, как он заявил, «в таком случае в зале очутятся два Гамлета». И надо сказать, что император Иосиф II отнесся к этому с пониманием и вынужден был согла ситься с предосторожностями актёра. Но куда более прочно репутация «русского Гамлета» закрепилась за Павлом в самой России. Историки русского театра уже давно обратили внимание на то странное, на первый взгляд, обстоятельство, что «Гамлет», с большим успехом, шедший в Петербурге ещё в 1750-х годах при Елизавете Петровне (в переводе Сумарокова), с воцарением Ека терины II полностью исчезает из театрального реперту ара. По воспоминаниям известного русского драматурга и театрального деятеля конца XVIII — начала XIX века Александра Александровича Шаховского, «с 1762 года „Гамлет“ совершенно скрылся с русской сцены», и так продолжалось до самого конца столетия.1 1Сахаров А. Н. Исторические портреты. 1762-1917. Екатерина II — Николай II. — М.:Армада, 1998. 386
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz