Мосолов, С. В. Российская империя в XVIII веке : курс русской истории. – Москва : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.

у него было развито воображение, в то же время он был неусидчив и нетерпелив, хотя и любил книги. Владел латынью, французским и немецким языками, любил математику, историю, танцы, воинские упражнения. В целом образование цесаревича было лучшим, какое можно было получить в то время. Уже в юные годы Павла стала занимать идея рыцар­ ства. 23 февраля (6 марта) 1765 года Порошин записал в свой дневник: «Читал я Его Высочеству Вертотову исто­ рию об ордене мальтийских кавалеров. Изволил он, потом, забавляться и, привязав к кавалерии своей флаг адмиральский, представлять себя кавалером Мальтий­ ским».1 Павел был провозглашён цесаревичем и великим князем, наследником Всероссийским и царствующим герцогом Шлезвиг-Гольштейнским 28 июня (9 июля) 1762 года. 20 сентября 1772 года Павлу исполнилось 18 лет, он достиг совершеннолетия. Дипломатический корпус, да и некоторые русские сановники, прежде всего Никита Панин, ожидали, что цесаревич, по крайней мере, раз­ делит с матерью «бремя власти». Но Екатерина II поз­ волила сыну вступить лишь в обязанности генерал-адми­ рала русского флота и полковника кирасирского полка, то есть в должности, пожалованные ему ещё в 1762 году. 1Порошин С. А. Записки, служащие к истории Его Императорского Высочества благоверного Государя Цесаревича и Великого Князя П ав­ ла Петровича наследника престолу российского. — СПб., 1844. — 563 с.; Порошин С. А. Сто три дня из детской жизни императора Павла Петровича (Неизданная тетрадь Записок С. А. Порошина). 1765 г. / Сообщ. С. Н. Абразанцевым // Русский архив, 1869. 381

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz