Мосолов, С. В. Российская империя в XVIII веке : курс русской истории. – Москва : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.

лялись из Франции и Германии, где в то время зарож­ далось промышленное производство оловянных солда­ тиков. В пасмурные и дождливые дни, цесаревич играл во дворце. Он выстраивал на столе или на полу ровные шеренги солдатиков и горько плакал, когда вся шеренга заваливалась на бок и падала. Эту привычку к стройным линиям, шеренгам, ровным батальонным каре и правильным построениям Павел со свойственной ему любовью к прусскому порядку, точности и пунктуаль­ ности усвоил на всю жизнь. Его оловянная армия впо­ следствии ожила в Гатчине в виде реальных батальонов, кавалерии, конной и пешей артиллерии, а модели кораб­ лей в виде флотилии из 24 судов. Особенно близок к Павлу был Александр Куракин, с которым он часто играл в детстве в различные игры. А упомянутый нами, Семён Порошин, один из младших наставников цесаревича, в 1764-1765 годах вёл дневник, в который записывал все его упражнения и разговоры, ставший ценным источником по истории двора и для изучения личности Павла I в детстве. Екатерина II приобрела для сына обширную библио­ теку академика Корфа. Наследника учили истории, гео­ графии, арифметике, Закону Божию, астрономии, ино­ странным языкам (французскому, немецкому, латинско­ му, итальянскому), русскому языку, рисованию, фехтова­ нию, танцам. В программе обучения не было ничего, имеющего отношения к военному делу, что, впрочем, не помешало Павлу им увлечься. Его знакомили с труда­ ми просветителей: Вольтера, Дидро, Даламбера. Поро- шин беседовал со своим учеником о сочинениях Монте­ скье и Гельвеция, заставлял читать их для просвещения разума. К учёбе у Павла были неплохие способности, 380

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz