Мосолов, С. В. Российская империя в XVIII веке : курс русской истории. – Москва : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.
лялись из Франции и Германии, где в то время зарож далось промышленное производство оловянных солда тиков. В пасмурные и дождливые дни, цесаревич играл во дворце. Он выстраивал на столе или на полу ровные шеренги солдатиков и горько плакал, когда вся шеренга заваливалась на бок и падала. Эту привычку к стройным линиям, шеренгам, ровным батальонным каре и правильным построениям Павел со свойственной ему любовью к прусскому порядку, точности и пунктуаль ности усвоил на всю жизнь. Его оловянная армия впо следствии ожила в Гатчине в виде реальных батальонов, кавалерии, конной и пешей артиллерии, а модели кораб лей в виде флотилии из 24 судов. Особенно близок к Павлу был Александр Куракин, с которым он часто играл в детстве в различные игры. А упомянутый нами, Семён Порошин, один из младших наставников цесаревича, в 1764-1765 годах вёл дневник, в который записывал все его упражнения и разговоры, ставший ценным источником по истории двора и для изучения личности Павла I в детстве. Екатерина II приобрела для сына обширную библио теку академика Корфа. Наследника учили истории, гео графии, арифметике, Закону Божию, астрономии, ино странным языкам (французскому, немецкому, латинско му, итальянскому), русскому языку, рисованию, фехтова нию, танцам. В программе обучения не было ничего, имеющего отношения к военному делу, что, впрочем, не помешало Павлу им увлечься. Его знакомили с труда ми просветителей: Вольтера, Дидро, Даламбера. Поро- шин беседовал со своим учеником о сочинениях Монте скье и Гельвеция, заставлял читать их для просвещения разума. К учёбе у Павла были неплохие способности, 380
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz