Мосолов, С. В. Российская империя в XVIII веке : курс русской истории. – Москва : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.

и предметов, в которых, по его мнению, должен был разбираться цесаревич. Панин прививал Павлу верные взгляды, давал ему, действительно, самое лучшее на то время образование. Возможно, именно в соответствии с его рекомендациями был назначен ряд «учителей-пред- метников». Среди них были митрополит Платон (Закон Божий), Семён Андреевич Порошин (математика, есте­ ственная история), Гранже (танцы), Джузеппе Миллико (музыка) и другие. Начавшись ещё во времена Елизаве­ ты Петровны, занятия не прекращались ни в правление Петра III, ни при Екатерине II. Но, к сожалению или к счастью, формирует человека не только наставник, формирует его и сама жизнь. А обстоятельства, с которыми Павел столкнулся в юности, в зрелости, были очень неблагоприятные. Его недолюбливала мать и все её фавориты, которых он ненавидел и боялся. А они, здоровенные мужики и грубые мужланы, смеялись над ним, подтрунивали, иной раз очень так обидно, по-жлобски, по-солдафон­ ски, и мать обычно им это прощала. В общем, он рос в атмосфере насмешек, злобы, издевок, и его, откровен­ но говоря, ни в грош не ставили и не замечали. Существенное влияние на атмосферу воспитания Павла Петровича оказывало его окружение. Среди гостей, посещавших царевича, было много образован­ ных людей того времени, например, писатель и компо­ зитор Григорий Теплов. Напротив, общение со сверстни­ ками было достаточно ограничено. До личных контактов с Павлом допускались лишь дети из лучших дворянских фамилий, среди которых были: Александр Куракин, пле­ мянник Панина, и Андрей Разумовский. С ними Павел играл в солдатики. Игрушки Павлу в основном достав­ 379

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz