Мосолов, С. В. Российская империя в XVIII веке : курс русской истории. – Москва : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.

лет брака Петра и Екатерины, когда многие уверились в бесплодности этого союза. Павел, по сути, был лишён любви близких ему людей. Императрица Елизавета Петровна приказала окружить его целым штатом нянек и лучшими, по её представле­ ниям, учителями, а мать и отец были фактически отстра­ нены от воспитания своего ребёнка. Имя Павел при кре­ щении было дано ему по велению императрицы. Первым воспитателем Павла стал близкий к Шувало­ вым дипломат Фёдор Дмитриевич Бехтеев, одержимый духом уставов, чётких приказаний и военной дисципли­ ной, сравнимой с муштрой. Он печатал небольшую газе­ ту, в которой рассказывал обо всех, даже самых незначи­ тельных поступках мальчика. В 1760 году Елизавета Пет­ ровна заменила главного наставника, предписав основ­ ные параметры обучения в своей инструкции. Им стал по её выбору Никита Иванович Панин. Это был 42­ летний человек, обладавший обширными познаниями и разделявший идеи Просвещения. Во время дипломати­ ческой службы в Дании и Швеции он вступил в тесные контакты с масонами и не исключал возможность вве­ дения в России конституционной монархии по шведско­ му образцу. В Швеции в 1750-х годах Панин был принят в масонскую ложу. В России масонство, завезённое Пет­ ром I, также было в моде. Поэтому неслучайно, что моло­ дого Павла окружало большое количество масонов при русском дворе, среди которых были: Пётр Панин, Алек­ сандр Куракин, Тимофей Остервальд, Иван Перфилье- вич Елагин, провинциальный великий мастер, который реорганизовал существовавшие к тому времени в России масонские ложи в единую систему, и другие. Никита Панин обозначил весьма обширный круг тем 378

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz