Мосолов, С. В. Российская империя в XVIII веке : курс русской истории. – Москва : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.
лет брака Петра и Екатерины, когда многие уверились в бесплодности этого союза. Павел, по сути, был лишён любви близких ему людей. Императрица Елизавета Петровна приказала окружить его целым штатом нянек и лучшими, по её представле ниям, учителями, а мать и отец были фактически отстра нены от воспитания своего ребёнка. Имя Павел при кре щении было дано ему по велению императрицы. Первым воспитателем Павла стал близкий к Шувало вым дипломат Фёдор Дмитриевич Бехтеев, одержимый духом уставов, чётких приказаний и военной дисципли ной, сравнимой с муштрой. Он печатал небольшую газе ту, в которой рассказывал обо всех, даже самых незначи тельных поступках мальчика. В 1760 году Елизавета Пет ровна заменила главного наставника, предписав основ ные параметры обучения в своей инструкции. Им стал по её выбору Никита Иванович Панин. Это был 42 летний человек, обладавший обширными познаниями и разделявший идеи Просвещения. Во время дипломати ческой службы в Дании и Швеции он вступил в тесные контакты с масонами и не исключал возможность вве дения в России конституционной монархии по шведско му образцу. В Швеции в 1750-х годах Панин был принят в масонскую ложу. В России масонство, завезённое Пет ром I, также было в моде. Поэтому неслучайно, что моло дого Павла окружало большое количество масонов при русском дворе, среди которых были: Пётр Панин, Алек сандр Куракин, Тимофей Остервальд, Иван Перфилье- вич Елагин, провинциальный великий мастер, который реорганизовал существовавшие к тому времени в России масонские ложи в единую систему, и другие. Никита Панин обозначил весьма обширный круг тем 378
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz