Мосолов, С. В. Российская империя в XVIII веке : курс русской истории. – Москва : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.
татов готовившегося им и его сторонниками восстания не шли дальше наивных представлений о возможности построения казацко-крестьянского государства во главе со справедливым «мужицким царём», политика которого должна быть направлена на удовлетворение социальных интересов простого народа. Стоит также отметить, что Пугачёв очень тонко уло вил способ, которым он мог бы достичь народного при знания. В XVII—XVIII веках русские люди обычно возла гали свои надежды на лучшую долю на пребывающего где-то настоящего царя, лишённого трона происками бояр. А после чехарды на троне в XVIII веке эта вера в доброго и справедливого, но отстраненного от управ ления царя ещё более окрепла. Целая ватага самозван цев выдавали себя: то за царя Петра II, то за юного Ива на VI, свергнутого Елизаветой, а то и за царевича Алек сея Петровича, сына Петра Великого. Простые люди ред ко просили других доказательств царского происхожде ния, кроме наличия на теле неких «царских знаков». Народная молва гласила, что поскольку царь — человек не простой, а божий помазанник, то он должен отличать ся от других людей и физическим обликом, и, в частно сти, этими самыми «царскими знаками». Как они должны выглядеть, никто толком не знал, но в то, что они обяза тельно должны быть, верили все. Показать такие знаки пришлось и Пугачёву. Он демонстрировал казакам остав шиеся у него от болезней отметины на груди и пятно от золотухи на виске, поясняя, что это и есть «царские знаки». После этого казаки объявили, что признают его государём Петром Фёдоровичем.1 Самозванство Пугачева, конечно, скоро раскрылось, но это, уже, ни на что не повлияло. Вот что говорил Кара 248
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz