Мосолов, С. В. Российская империя в XVIII веке : курс русской истории. – Москва : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.
для чего был нанят живописец Кристинек. Завершено было это грандиозное настенное мозаичное полотно поздней осенью 1764 года. «Полтавская баталия», была задумана Ломоносовым как часть серии мозаик для внут реннего убранства Петропавловского собора, прослав ляющих деяния Петра Великого. Размеры мозаики впе чатляют. Она огромна — 309,764 кв. м. Она состоит из миллиона тридцати тысяч кубиков смальты, набран ных и укреплённых на плоском медном подносе весом 80 пудов, то есть 1280 кг. Ломоносов работал над этой мозаикой с семью помощниками. Во время приезда в 1764 году в мастерскую на Мойке австрийского посла для осмотра «Полтавской баталии», Ломоносова вынесли из дома в кресле, поскольку болезнь ног уже не позволя ла ему ходить. В 1759 году Ломоносов был занят устройством гимна зии и составлением устава для неё и университета при Академии, причём он опять всеми силами отстаивает права низших сословий на образование. «Учёные люди, — доказывал Ломоносов, — нужны для Сибири, для горных дел, фабрик, сохранения народа, архитекту ры, правосудия, исправления нравов, купечества, един ства чистой веры, земледельства и предзнания погод, военного дела».1 Воцарение Екатерины II в 1762 году многое изменили в жизни учёного. Были вынуждены уехать за границу 1История Императорской Академии Наук в Петербурге Петра Пекар ского. Том второй. Издание отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук. — СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1873. 238
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz