Мосолов, С. В. Российская империя в XVIII веке : курс русской истории. – Москва : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.

для чего был нанят живописец Кристинек. Завершено было это грандиозное настенное мозаичное полотно поздней осенью 1764 года. «Полтавская баталия», была задумана Ломоносовым как часть серии мозаик для внут­ реннего убранства Петропавловского собора, прослав­ ляющих деяния Петра Великого. Размеры мозаики впе­ чатляют. Она огромна — 309,764 кв. м. Она состоит из миллиона тридцати тысяч кубиков смальты, набран­ ных и укреплённых на плоском медном подносе весом 80 пудов, то есть 1280 кг. Ломоносов работал над этой мозаикой с семью помощниками. Во время приезда в 1764 году в мастерскую на Мойке австрийского посла для осмотра «Полтавской баталии», Ломоносова вынесли из дома в кресле, поскольку болезнь ног уже не позволя­ ла ему ходить. В 1759 году Ломоносов был занят устройством гимна­ зии и составлением устава для неё и университета при Академии, причём он опять всеми силами отстаивает права низших сословий на образование. «Учёные люди, — доказывал Ломоносов, — нужны для Сибири, для горных дел, фабрик, сохранения народа, архитекту­ ры, правосудия, исправления нравов, купечества, един­ ства чистой веры, земледельства и предзнания погод, военного дела».1 Воцарение Екатерины II в 1762 году многое изменили в жизни учёного. Были вынуждены уехать за границу 1История Императорской Академии Наук в Петербурге Петра Пекар­ ского. Том второй. Издание отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук. — СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1873. 238

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz