Мосолов, С. В. Российская империя в XVIII веке : курс русской истории. – Москва : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.

собрания материй к сочинению Российской истории Нестора, большой Летописец, первый том работы Тати­ щева, книги Крамера, Вейселя, Гелмонда, Арнольда и другие, из которых брал выписки и примечания, всех числом 653 статьи, а также читал российские академиче­ ские летописи без записок, чтобы общее понятие иметь пространно о деяниях российских». Он опроверг мнение ряда иностранных историков об отсталости древнерус­ ского народа, сделав вывод: «Немало имеем свиде­ тельств, что в России толь великой тьмы невежества не было, какую нам представляют многие внешние писа­ тели». Он возвеличивал Петра I, раскрывал его заслуги в развитии промышленности России, торговли, в разра­ ботке недр земли, в создании регулярной армии и флота, распространении просвещения, преодолении отсталости страны. Ломоносов являлся сторонником сарматской теории, на что прямо указывает его «Древняя российская исто­ рия». Используя «Окружное послание патриарха Фотия», он опровергает норманнскую теорию. В указанном сочи­ нении упоминаются «вагры». Ломоносов приравнивает их к варягам. В религиозных верованиях роксоланов присутствует поклонение Перуну. Отсюда, отождествле­ ние их со славянским населением. Кроме того, он отме­ чает, что «варягами» назывались многие народы, живу­ щие по побережью Балтики, и делает вывод: были варя- ги-русы и варяги-скандинавы. В русском языке отсутству­ ют элементы скандинавских языков. Следовательно, нет оснований говорить о том, что варяги, упоминаемые в «Повести временных лет», — скандинавы. Этногенез русских вообще, по его мнению, происходил на основе смешения славян и «чуди» (в терминологии Ломоно­ 235

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz