Мосолов, С. В. Российская империя в XVIII веке : курс русской истории. – Москва : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.

ванной приказчик не хотел прежде взять его с собою, но, убеждён быв просьбою и слезами, чтоб дал ему посмот­ реть Москвы, наконец, согласился. Через три недели прибыли в столичный сей город». Чтобы поступить в «Спасские школы», то есть, в Славяно-греко-латинскую академию, Ломоносову пришлось подделать документы и выдать себя «за сына холмогорского дворянина». В письме Шувалову 10 мая 1753 года он вспоминает обстоятельства своей жизни того времени и рассказы­ вает о страстной тяге своей к учёбе, бедности («один алтын в день») и насмешках малолетних одноклассников. Во время учёбы Ломоносов зарекомендовал себя при­ лежным учеником. В библиотеке Заиконоспасского монастыря он читал древние летописи, патристику и другие богословские книги, — издания светского содержания и философские, и даже — физические и математические сочинения. В 1734 году Ломоносов отправляется в Киев, где несколько месяцев обучался в Киево-Могилянской ака­ демии. В 1735 году, не дойдя ещё до богословского класса, Ломоносов вместе с другими двенадцатью учениками Спасского училища был отправлен в Петербург, где был зачислен студентом в университет при Академии Наук. По одной из версий, богословская карьера Ломоносова оборвалась из-за вскрывшегося подлога документов при поступлении. Рукоположение не состоялось, но способ­ ный семинарист был направлен на ниву естествознания. В первые дни пребывания в Петербурге Ломоносов и его товарищи поселились при самой Академии Наук, а в дальнейшем переехали на жительство в снятое Ака­ демией каменное здание новгородской епархии на 1-й 229

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz