Мосолов, С. В. Российская империя в XVIII веке : курс русской истории. – Москва : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.

терины II, явит нам предметы к произведениям, достой­ ным громкого нашего века; сие равномерно, как и сочи­ нение грамматики и словаря, да будет первым нашим упражнением; сим да принесем великой монархине, матери Отечества и нашей покровительнице, первую и почтеннейшую жертву благодарения».1 МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВ Особого внимания требует изучение деятельности великого русского учёного Михайло Васильевича Ломо­ носова, который своими энциклопедическими познани­ ями и исследованиями поднял русскую науку на новую ступень. Не было ни одной отрасли знаний в то время, где не проявился бы его гений. Ломоносов был одним из основоположников физической химии; высказал замечательные предположения об атомно-молекулярном строении вещества; открыл закон сохранения энергии; занимался изучением атмосферного электричества. Его открытие атмосферы на Венере знаменовало создание астрофизики как специальной науки. Ломоносову при­ надлежат уникальные труды в области гуманитарных наук. Он первым выступил против норманской теории происхождения Древнерусского государства. Его «Рос­ сийская грамматика» была первой научной грамматикой русского языка. Ломоносов оставил весьма заметный след и в поэзии: его перу принадлежат многие заме- 1Дашкова E.P. О смысле слова «воспитание». Сочинения, письма, доку­ менты / Составление, вступительная статья, примечания Г. И. Смаги- ной. — СПб., 2001. 225

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz