Мосолов, С. В. Российская империя в XVIII веке : курс русской истории. – Москва : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.

ческих и других профессиональных школах, а также в Академии художеств. Рекрутские дети обучались в солдатских школах, готовивших для армии унтер-офи­ церский (сержантский) состав. Таким образом, к середине XVIII века России сложи­ лась система замкнутых сословных школ. Только в конце XVIII века, в 1786 году, в каждой губернии открылись формально бессословные главные народные училища, а в каждом уезде четырехклассные и двухклассные малые народные училища. Однако стоит отметить, что образование в целом оставалось сословным, так как оно не стало всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения. В конце XVIII века в России учились лишь два человека из тысячи, а целые сословия, например, крепостные крестьяне, были почти полностью лишены возможности получить образование. Выдающимся событием в жизни страны было созда­ ние в 1755 году Московского университета по инициативе и проекту Михайло Ломоносова при деятельной под­ держке просвещённого фаворита императрицы Елиза­ веты Петровны — Ивана Ивановича Шувалова, став­ шего его первым куратором. По инициативе Шувалова в 1757 году была создана Академия художеств, которая до переезда в Петербург в 1764 году состояла при Мос­ ковском университете. Со дня своего основания Московский университет как бы поднялся над сословной школой. В соответствии с идеями создателя университета образование в нём было бессословным. Дети крепостных крестьян могли быть приняты в университет, получив вольную от поме­ щика. Ломоносов писал, что «университет создан для генерального обучения разночинцев». Лекции в универ­ 223

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz