Мосолов, С. В. Российская империя в XVIII веке : курс русской истории. – Москва : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.

и работы Ватто. Собственных кадров учёных в России было недоста­ точно, и на первых порах в Академию наук приглашались иностранные специалисты. В России работали выдаю­ щиеся учёные того времени: математик Леонард Эйлер, основатель гидродинамики Бернулли, историки Герхард Миллер и Август Шлёцер. С приходом в Академию наук в середине XVIII века Михайло Ломоносова произошёл заметный рост числа русских специалистов — учёных. Среди них были такие выдающиеся личности, как акаде­ мик Иван Лепёхин — путешественник, естествоиспыта­ тель, лексикограф, Иван Барков — поэт, автор эротиче­ ских, «срамных» (шутливых) од и поэм, в частности ему приписывается анонимная поэма «Лука Мудищев», пере­ водчик Академии наук, Степан Румовский — астроном и математик, один из первых русских академиков. В 1763 году в Москве открылся Воспитательный дом, где обучались сироты, подкидыши и дети, которых не могли прокормить родители-разночинцы. Вскоре в Петербурге по инициативе Ивана Ивановича Бецкого и в соответствии с указом, подписанным Екатериной Второй 24 апреля (5 мая) 1764 года, открылся Смольный институт благородных девиц — первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому обра­ зованию в стране. Этот институт, как говорилось в указе, был создан для того, чтобы «дать государству образован­ ных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Дворянские дети получали образование также через систему частного обучения. Дети духовенства учились в духовных семинариях и духовных академиях, дети раз­ ночинцев и купцов — в медицинских, горных, коммер­ 222

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz