Мосолов, С. В. Российская империя в XVIII веке : курс русской истории. – Москва : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.
открытий. В 60-70-е годы XVIII века были организованы Академические экспедиции П. С. Палласа, С. Г. Гмелина, И. И. Лепёхина по изучению природы и культуры наро дов России, оставившие после себя подробные описания Поволжья, Урала, Сибири. Выдающиеся деятели Василий Татищев и Михайло Ломоносов положили начало рус ской исторической науке. Ряд оригинальных станков и механизмов сконстру ировал механик Андрей Константинович Нартов. В 1717 году он разработал конструкцию первого в мире токарно-винторезного станка с механизированным суп портом и набором сменных зубчатых колёс. Кроме того, Нартову удалось наладить технику монетного дела, а в 1733 году он создал механизм для подъёма Царь-коло кола. Во второй половине XVIII века выдающийся учёный, изобретатель Иван Иванович Ползунов создал первую в России паровую машину и первый в мире двухцилин дровый паровой двигатель. В 1772 году Иван Петрович Кулибин разработал несколько проектов 298-метрового одноарочного моста через Неву с деревянными решётчатыми фермами. Он построил и испытал большую модель такого моста, впер вые в практике мостостроения показав возможность моделирования мостовых конструкций. В последующие годы Кулибин изобрёл и изготовил много оригинальных механизмов, машин и аппаратов. Среди них — фонарь- прожектор с параболическим отражателем из мельчай ших зеркал, речное судно с вододействующим двигате лем, передвигающееся против течения (водоход), меха нический экипаж с педальным приводом, усовершен ствовал шлифовку стёкол для оптических приборов. 220
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz