Мосолов, С. В. Российская империя в XVIII веке : курс русской истории. – Москва : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.

открытий. В 60-70-е годы XVIII века были организованы Академические экспедиции П. С. Палласа, С. Г. Гмелина, И. И. Лепёхина по изучению природы и культуры наро­ дов России, оставившие после себя подробные описания Поволжья, Урала, Сибири. Выдающиеся деятели Василий Татищев и Михайло Ломоносов положили начало рус­ ской исторической науке. Ряд оригинальных станков и механизмов сконстру­ ировал механик Андрей Константинович Нартов. В 1717 году он разработал конструкцию первого в мире токарно-винторезного станка с механизированным суп­ портом и набором сменных зубчатых колёс. Кроме того, Нартову удалось наладить технику монетного дела, а в 1733 году он создал механизм для подъёма Царь-коло­ кола. Во второй половине XVIII века выдающийся учёный, изобретатель Иван Иванович Ползунов создал первую в России паровую машину и первый в мире двухцилин­ дровый паровой двигатель. В 1772 году Иван Петрович Кулибин разработал несколько проектов 298-метрового одноарочного моста через Неву с деревянными решётчатыми фермами. Он построил и испытал большую модель такого моста, впер­ вые в практике мостостроения показав возможность моделирования мостовых конструкций. В последующие годы Кулибин изобрёл и изготовил много оригинальных механизмов, машин и аппаратов. Среди них — фонарь- прожектор с параболическим отражателем из мельчай­ ших зеркал, речное судно с вододействующим двигате­ лем, передвигающееся против течения (водоход), меха­ нический экипаж с педальным приводом, усовершен­ ствовал шлифовку стёкол для оптических приборов. 220

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz