Мосолов, С. В. Российская империя в XVIII веке : курс русской истории. – Москва : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.

духовенства. В 1701 году в Москве в здании бывшей Сухаревой башни была основана Школа математических и нави- гацких наук. Из старших классов этой школы, переве­ денных в Петербург, позднее, в 1715 году, была создана Морская академия (ныне Высшая военно-морская ака­ демия). Вслед за Школой математических и навигацких наук были открыты Артиллерийская, Инженерная, Меди­ цинская школы. Школа канцелярских служителей, позд­ нее горные школы. Обучение детей дворян грамоте ста­ ло обязательным. Пётр I запретил даже жениться дво­ рянам, уклонявшимся от учёбы. Большим шагом вперёд в развитии просвещения и светской школы оказались введение в 1708 году гражданского печатного шрифта взамен трудночитаемого церковнославянского (кирил­ лицы) и переход от обозначения чисел с помощью букв к арабским цифрам. На новый шрифт перешла первая русская печатная газета «Ведомости», которую начали издавать с декабря 1702 года. По указу 1714 года в губер­ ниях были открыты 42 цифирные школы, в них прини­ мали детей непривилегированных сословий, кроме детей крепостных крестьян. Со второй четверти XVIII века цар­ ское правительство перешло к созданию замкнутых сословных учебных заведений. Образование стало ещё одной привилегией господствующего сословия. Для подготовки дворян к офицерской службе в армии и на флоте в Санкт-Петербурге в 1731 году открылся Шля­ хетский (дворянский) корпус, который в дальнейшем разделился на Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный. Подготовка к гражданской службе велась в Пажеском корпусе (для императорского двора). Важнейшим результатом деятельности Петра I в обла­ 218

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz