Мосолов, С. В. Российская империя в XVIII веке : курс русской истории. – Москва : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.
устав требовал, чтобы при обороне огонь открывался, когда неприятель подойдёт примерно на 100 шагов. При этом, имелся большой соблазн — не ввязываться с неприятелем в огневой бой на такой короткой дистан ции. Поэтому французский полководец Мориц Саксон ский (1696—1750 гг.) в своём известном труде «Теория военного искусства» настаивал на производстве атаки без выстрела.1 К началу Семилетней войны Фридрих Великий скло нился к этой же идее. Пехоте внушалось, что собствен ный её интерес диктует не задерживаться под огнём неприятеля, а стремительно атаковать врага и обращать его в бегство. В сражениях 1757 года под Прагой и Колином прус ская пехота пыталась атаковать почти без выстрела, при крывая наступление только огнём легких батальонных орудий. Результаты были неутешительны: в одном случае пруссаки победили с трудом, благодаря кавалерийскому охвату, в другом — были разбиты. Развить свой успех прусская пехота не могла, так как озабоченный сохра нением сомкнутости и порядка строя Фридрих запрещал пехоте преследовать бегом отступающего неприятеля. В конце кампании 1757 года, в сражениях при Росбахе и Лейтене, прусская пехота наступала уже со стрельбой, а в начале следующего года Фридрих Великий и вовсе запретил проведение пехотных атак без стрельбы. Линия прусской пехоты состояла из 2-х, 3-х или 4-х шеренг (рядов) солдат. Чтобы не мешать стрельбе зад 1Мориц Саксонский. Теория военного искусства / Уильям Кейрнс; пер. с англ. Л. А. Игоревского. — М.: Центрполиграф, 2009. 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz