Мосолов, С. В. Российская империя в XVIII веке : курс русской истории. – Москва : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.

Из имеющихся источников следует, что Пётр рос боязливым, нервным, впечатлительным, любил музыку и живопись и одновременно обожал всё военное, при этом, однако, боялся пушечной пальбы. Именно с воин­ скими утехами были связаны все его честолюбивые меч­ ты. Крепким здоровьем он не отличался, скорее наобо­ рот: был болезненным и хилым. По характеру не был злым, часто вёл себя простодушно и совершал бессмыс­ ленные поступки. У него проявлялась склонность ко лжи и нелепым фантазиям. И уже в юном возрасте пристра­ стился к вину. Ставшая в 1741 году императрицей Елизавета Петров­ на хотела закрепить трон по линии своего отца и распо­ рядилась привезти своего племянника в Россию. При первой встрече Елизавета была поражена невежеством Петра и огорчена внешним видом: худой, болезненный, с нездоровым цветом лица. Его воспитателем и учителем стал академик Якоб Штелин, который считал своего уче­ ника достаточно способным, но ленивым. В 1745 году Петра женили на принцессе Екатерине Алексеевне (урождённой Софии Фредерике Августе) Ангальт-Цербстской, будущей императрице Екатерине II. Петру и Екатерине были пожалованы во владение двор­ цы князя Меншикова — Ораниенбаум под Петербургом и Люберцы под Москвой. После удаления от престо­ лонаследника голштинцев Брюммера и Берхгольца его воспитание было поручено боевому генералу Василию Репнину, который смотрел на свои обязанности сквозь пальцы и не препятствовал молодому человеку посвя­ щать всё время игре в солдатики. Впоследствии Екатери­ на I в мемуарах писала про мужа: «В своих внутренних покоях великий князь в ту пору только и занимался, что 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz