Мосолов, С. В. Российская империя в XVIII веке : курс русской истории. – Москва : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.

«внук Петра Великого». Елизавета Петровна в его лице надеялась подготовить себе достойного преемника. Как законный наследник, он должен был преградить доро­ гу к престолу узнику Иоанну Антоновичу. По голштин­ ской линии Пётр Фёдорович был правнуком шведского короля Карла XII, поэтому мог претендовать и на швед­ ский престол. Пётр учил шведский язык, воспитывался в лютеранской вере. Императрица следила за племян­ ником, как за собственным сыном. Но как выяснилось впоследствии, его приглашение в Россию стало роковой ошибкой императрицы. Наследник русского престола до конца своих дней считал Голштинию своей родиной, а лютеранство — родной религией. Россия была для него чужой страной. Его кумиром с детства был прусский король Фридрих II, и он фанатично поклонялся прус­ ским военным порядкам. Вторую серьёзную ошибку совершила императрица, подобрав ранимому и впечат­ лительному Петру Федоровичу невесту. В 17 лет Елиза­ вета Петровна женила его на 16-летней Софии Фредери­ ке Августе, принцессе из захудалого прусского Ангальт- Цербстского княжества. В России она приняла право­ славие под именем Екатерины Алексеевны. В Петербург приехала миниатюрная блондинка с голубыми глазами и железным характером. Сразу по прибытию в Россию она стала изучать русский язык, историю, православие, русские традиции, так как стремилась наиболее полно ознакомиться с Россией, которую воспринимала как свою новую родину. Среди её учителей выделяют извест­ ного проповедника Симона Тодорского, учителя право­ славия, автора первой русской грамматики Василия Ада- дурова, учитель русского языка и балетмейстера Ланге — учителя танцев. В свои 16 лет Екатерина Алексеевна была 129

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz