Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

минаются «церкви и их подаванье», то есть с доходами от церкви. Также евреи нередко злоупотребляли своими правами и практиковали ростовщичество, даже мошен­ ничество, чем настраивали против себя православное население Украины, в глазах которого они были инстру­ ментом эксплуатации. Таким образом, для многих укра­ инских крестьян и казаков евреи отождествлялись с деспотическим польско-шляхетским режимом. Евреи стали для восставших польскими ставленниками, кото­ рые должны были отвечать за своих хозяев. Поэтому последующие расправы над ними сопровождались чудо­ вищными зверствами и убийствами. Так, еврейский религиозный деятель и писатель того времени Натан бен Моисей Ганновер в своей книге «Пучина бездонная» писал: «С одних казаки сдирали кожу, а мясо кидали собакам; другим наносили тяжёлые раны, но не добива­ ли, а бросали их на улицу, чтобы они медленно умирали; многих же закапывали живьём. Грудных младенцев реза­ ли на руках матерей . У беременных женщин вспарывали живот и плод швыряли им в лицо, а иным в распоротый живот зашивали живую кошку и отрубали им руки, чтобы они не могли извлечь кошку. Не существует на свете спо­ соба мучительного убийства, которого бы они не приме­ нили. Использовали все четыре вида казни: побивание камнями, сжигание, убиение и удушение. А татары — союзники казаков брали евреев в плен; их жён они наси­ ловали на глазах у мужей, а девушек и красивых женщин забирали себе в качестве слуг или наложниц. Подобные жестокости казаки творили повсюду, также над поляка­ ми, в особенности над их священниками. И было убито в Заднепровье много тысяч евреев, а несколько сот их было принуждено изменить вере».1 Русский историк Николай Иванович Костомаров в своём труде «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» писал: «Самое ужасное остервене­ 671

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz