Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

Посполитой они испытывали тройной гнёт — феодаль­ ный, национальный и религиозный. Собственниками земель здесь были, как правило, поляки и литовцы, испо­ ведовавшие католическую веру. Украинцам запрещалось говорить на родном языке, исповедовать православие. К ним относились как к «быдлу», достойному лишь рабо­ тать на своего господина. Всё это сопровождалось ростом крестьянских повинностей, ущемлением их прав и рели­ гиозным угнетением в связи с принятием церковной унии и подчинении Украинской Православной церкви Рим­ скому престолу. Из-за своего тяжёлого положения украинский и бело­ русский народ неоднократно поднимал восстания против поляков. Кроме крестьян и горожан в этой борьбе при­ нимали активное участие беднейшие казаки (голытьба). Зажиточное казачество записывалось поляками в реест­ ры (списки) и должно было за жалованье защищать гра­ ницы Речи Посполитой. Предтечей народной национально-освободительной войны православного населения Украины против власти Речи Посполитой, стали многочисленные бунты и восстания казаков, вызванные реакцией на несправед­ ливую политику руководства Речи Посполитой, в том числе восстания: Северина Наливайко 1594—1596 гг., Жмайло 1625 года, Сулимы 1635 года, Павлюка 1637 года, Остряницы и Гуни 1638 года. Все эти восстания поляками были жестоко подавлены. В ответ на просьбы казаков уменьшить гнёт и остановить несправедливую политику, гнёт только усиливался. В 1648 году гетман низовых запорожских казаков и полковник Войска Запорожского Богдан Хмельницкий (1595—1657 гг.) возглавил вооружённое казацко-крестьян- ское восстание против власти Речи Посполитой. Эта вой­ на велась под лозунгами освобождения православного населения от социального, национального и религиозно­ 669

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz