Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

ковному народу, и превратились в безмолвных рабов. Троеперстие справедливо стали именовать в народе «щепотью». По мнению старообрядцев, ничуть оно не похоже на торжественное знамя; это что-то обыден­ ное, кухонное: щепотка соли, щепотка перцу, щепотка табаку. Но возносить его как великое знамя христиан­ ства, как глубокий смысл и цель христианского исповеда­ ния, как победу Христа над смертью, над диаволом —оно для этого сего не подходит и никоим образом не может этого выразить и не выражает. Двоеперстное сложение, напротив, самим своим видом выражает знамя креста, в народе оно так и называется —молиться крестом. Два вытянутые вверх перста влекут ввысь, к Богу. При этом указательный палец изображает человеческое естество Христа, а рядом с ним стоящий средний палец изобража­ ет Божеское естество Сына Божия, причём, по катехизи­ ческому требованию, этот перст верхним своим составом должен быть наклонен, что означает верование: «Господь преклонь небеса и сниде на землю». Остальные персты, большой и два последних, соприкосаются между собою для изображения Святой Троицы. Согласно изданной церковным собором 1666 года книге «Жезл», сам Христос установил такое перстосложение для благословения: «Возносясь на небо, Он благословил всех учеников име- нословным перстосложением, то есть указательный перст вытянул, чтобы он означал литеру „I“, а великосредний так согнул, чтобы он был похож на букву „С“; таким образом, из двух пальцев получилось „IC“, что значит ИСУС; Большой же палец скрестил с безымянным, что­ бы получилась из них литера „X“, а мизинец так согнул, чтобы он стал похож на букву „С“, так из этих пальцев получилось „ХС“, что значит Христос». Кроме того, в защиту двоеперстия, старообрядцы использовали дока­ зательства от святых икон, начиная с иконы Пресвятой Богородицы с Божественным Младенцем Иисусом 645

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz