Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

проведения реформ вызвала недовольство среди значи­ тельной части духовенства и мирян, которое также под­ питывалось личной неприязнью к отличавшемуся нетер­ пимостью и амбициозностью патриарху Никону. Большой Московский собор 1667 года, осудив и низложив Никона за самовольное оставление кафедры в 1658 году, тем не менее, подтвердил решение Москов­ ского собора 1656 года о том, что все крестящиеся двумя перстами являются еретиками, запретил русские обряды XVII века (старые обряды), утвердил только одни грече­ ские обряды XVII века (новые обряды) и анафематство- вал всех противников реформ. В дальнейшем в силу госу­ дарственной поддержки церковной реформы имя Рус­ ской церкви было закреплено исключительно за приняв­ шими решения Соборов в 1666 — 1667 годах, а привер­ женцев богослужебных традиций (староверов) стали называть раскольниками и преследовать. Таким образом, следует отметить, что богослужебная реформа Никона вызвала великий раскол в Русской Церкви. Троеперстие навязывалось русскому народу насильно: оно стало знамением жесточайших гонений на старообрядцев. Но, даже, внешний вид троеперстия отталкивал от себя многих русских православных людей. Три перста сбиты в кучечку, то есть требовалось, чтобы два верхних перста были пригнуты к большому пальцу. В тогдашних никонианских книгах таким изображалось троеперстие. По меткому выражению одного писателя: « .в с ё в троеперстии пригнуто, всё согбенно; это какое- то робкое и рабское знамя». И действительно, впослед­ ствии, оно принесло рабство всем никонианам: они лишились в своей новой церкви всех прав, присущих цер- епископа Павла Коломенского. 644

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz