Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

Так, был убран союз — противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена», о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из определения свойств Духа Святаго исключено слово «Истиннаго». В исторические богослужебные тексты было внесено также множество других новаций, например, в имя «Ісус» (под титлом «Ic») была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисус» (под титлом «Іис»). Замена двуперстного крёстного знамения трёхперст­ ным и отмена «метаний», или малых земных поклонов. В 1653 году Никон разослал по всем церквям мос­ ковским «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; еще и тремя персты бы есте крести­ лись». Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь — по солнцу). Возглас «аллилуйя» во время богослужения стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая). Изменено число просфор на прос­ комидии и начертание печати на просфорах. 1Символы Веры — это краткие изложения основных истин христиан­ ского учения в форме исповедания веры. В раннехристианскую эпоху (I—IV вв.) местные церкви имели свои символы веры, выполнявшие двоякую функцию: теоретическую, т.к. были первыми опытами форму­ лирования догматов веры, обозначая границы ортодоксии; и практиче­ скую, т.к. использовались в качестве личного исповедания при приёме в церковь новых членов, будучи одновременно литургическим вероис­ поведным текстом всей общины. Основные пункты (всего их 12) Сим­ волов веры касались веры в Троицу — Отца, Сына и Святого Духа, а также жизни, смерти и воскресения Иисуса Христа. 642

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz