Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.
Основные черты реформы Никона и реакция на неё Первым шагом патриарха Никона на пути литурги ческой реформы, сделанным сразу после вступления на патриаршество, было сравнение текста Символа веры в редакции печатных московских богослужебных книг с текстом Символа, начертанного на саккосе митрополи та Фотия. Обнаружив расхождения между ними (а также между Служебником и другими книгами), Патриарх Никон решился приступить к исправлению книг и чино- последований. Примерно через полгода по восшествии на патриар ший престол, 11 февраля 1653 года, Патриарх указал опу стить в издании Следованной Псалтири главы о числе поклонов на молитве преподобного Ефрема Сирина и о двуперстном крестном знамении. Часть справщиков высказали своё несогласие, в результате трое были уво лены, среди них старец Савватий и иеромонах Иосиф (в миру Иван Наседка). Спустя 10 дней, в начале Великого поста 1653 года, Патриарх разослал по московским церквам «Память» о замене части земных поклонов на молитве Ефрема Сирина поясными и об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного. Так началась реформа, равно как и протест против неё — церковный раскол, организованный бывшими товарищами патриар ха протопопом Аввакумом Петровым и архимандритом Иваном Нероновым. В ходе реформы богослужебная традиция была изме нена в следующих пунктах: широкомасштабная «книж ная справа», выразилась в редактировании текстов Свя щенного Писания и богослужебных книг, которая приве ла к изменениям даже в формулировках Символа Веры1. 641
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz