Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

14 апреля 1682 года, в Страстную пятницу, по настоя­ нию патриарха Иоакима, Аввакум был сожжён на костре вместе со своими единомышленниками и соузниками — священником Лазарем, диаконом Феодором и иноком Епифанием. Описание их казни дошло до нас только в раскольничьей литературе. Согласно этим сведениям, к месту казни собрались пустозёрские жители, чтобы увидеть и услышать в последний час великих учителей древнего православия, и попрощаться с ними. Протопоп Аввакум благословился у инока Епифания, попрощался со своими соузниками и сам благословил их на предсто­ ящий мученический подвиг. Книги свои и прочее скуд­ ное имущество Аввакум заранее раздал местным жителям и единомышленникам. Все четверо попрощались с наро­ дом и низко поклонились, после чего их привязали по четырём углам деревянного сруба. Сруб запылал. Горевшие заживо мученики запели: «Владычице, приими молитву раб своих». В пламени костра Аввакум сумел высвободить правую руку и, сложив её в двуперстное крестное знамение, высоко поднял над собой, в послед­ ний раз обращаясь к народу, произнёс: «Будете таким крестом молиться —во веки не погибнете!». Так закончилась жизнь удивительного и стойкого человека, принявшего мученическую смерть за веру. В начале XX века старообрядческая церковь причислила протопопа Аввакума к лику святых. Казнь пустозёрских узников произвела глубочайшее впечатление на их последователей. По преданию, Авва­ кум перед казнью предрёк смерть своим мучителям, и действительно, всего через две недели после сожжения Аввакума и его соратников, в Москве умер царь Фёдор Алексеевич. 640

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz