Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

жу». Больше он не слушал ни насмешек, ни увещеваний. Аввакум был наказан кнутом и в августе 1667 года сослан на север в город Пустозёрск на Печоре. При этом ему не отрезали язык, как Лазарю и Епифанию. С ними, а также с Никифором — протопопом симбирским, он был сослан в Пустозёрск. Аввакум 14 лет просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозёрске, про­ должая свою проповедь, рассылая грамоты и послания. Там он написал своё знаменитое «Житие» и десятки дру­ гих работ. В 1676 году скончался царь Алексей Михайлович. На московский трон взошёл его четырнадцатилетний сын Фёдор Алексеевич (годы жизни: 30 мая 1661 — 27 апреля 1682 гг.), который был очень слаб и болезнен, как, впро­ чем, и все сыновья Алексея Михайловича от Марии Милославской. Царь Фёдор уделял большое внимание вопросам благочестия. Этим решил воспользоваться про­ топоп Аввакум, здоровье которого на далёком севере было уже изрядно подорвано. Аввакум написал государю письмо, в котором сообщал, что видел во сне горящего в аду бывшего царя Алексея Михайловича, который попал в адово пекло за то, что отринулся от подлинной веры и принял никонианство. Таким образом, лишённый степени священства Аввакум хотел отвратить нового царя от греческого обряда. Но Фёдор даже в мыслях не допус­ кал, что его отец мог бы быть грешником и посчитал письмо Аввакума «великой хулой на царский дом». В феврале 1682 года в Москве собрался церковный собор. Царь Фёдор в послании к собору спрашивал, как посту­ пать с раскольниками. Ответ собора гласил: «...по госу­ дареву усмотрению». Весной того же года в Пустозёрске начался сыск по делу о распространении Аввакумом из земляной тюрьмы «злопакостных» писаний. Участь Аввакума и его соратников была предрешена: «за великие на царский дом хулы» их приговорили к смертной казни. 639

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz