Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

В 1664 году Аввакум был сослан в Мезень, где он про­ должал свою проповедь и поддерживал своих привержен­ цев, разбросанных по всей России, посланиями, в кото­ рых именовал себя «рабом и посланником ИсусаХриста», «протосингелом российской церкви». В Мезени протопоп пробыл полтора года и в 1666 году был вновь привезён в Москву, где 13 мая после тщетных увещеваний на Соборе, собравшемся для суда над Нико­ ном, его расстригли и «опроклинали» в Успенском соборе за обедней. В ответ Аввакум тут же наложил анафему на архиереев («проклинал сопротив»). После этого ско­ ванного протопопа перевезли в Пафнутьев монастырь, где заперли его в тёмную палатку и держали почти год. И после этого не отказывались от мысли переубедить Аввакума, расстрижение которого было встречено боль­ шим возмущением и в народе, и во многих боярских домах, и даже при дворе, где у ходатайствовавшей за Аввакума царицы было в его день расстрижения «вели­ кое нестроение» с царём. Вновь уговаривали Аввакума уже перед лицом восточных патриархов в Чудове мона­ стыре («ты упрям; вся-де наша Палестина, и Сербии, и Албанцы, и Валахи, и Римляне, и Ляхи, все-де тремя персты крестятся; один-де ты стоишь на своем упорстве и крестишься двема персты; так не подобает»), но он твёрдо стоял на своём: «Вселенские учители! Рим давно упал и лежит невос- клонно, и ляхи с ним же погибли, до конца враги быша христианам. А и у вас православие пёстро стало от наси­ лия турскаго Махмета, — да и дивить на вас нельзя: немощни есте стали. И впредь приезжайте к нам учитца: у нас, Божиею благодатию, самодержество. До Никона- отступника в нашей России у благочестивых князей и царей всё было православие чисто и непорочно и церковь немятежна». После этого Аввакум отошёл к дверям и лёг на пол со словами: «Посидите вы, а я поле­ 638

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz