Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.
старообрядческих идей. О многолетнем пребывании в Сибири — в Даурии, о муках, выпавших на долю его семьи, Аввакум ярко, образно повествует в своём «Житии». Вот лишь один эпи зод из этой книги: «Страна варварская, иноземцы немир ные, отстать от лошадей не смеем, а за лошадьми идти не поспеем, голодные и томные люди. В иную пору про топопица бедная брела, брела, да и повалилась, и встать не может. А иной томной же тут же взвалилася: оба караб каются, а встать не смогут. Опосле на меня бедная пеняет: «Долго ль, протопоп, сего мучения будет? И я ей сказал: «Марковна, до самыя до смерти». Она же против: «Добро, Петрович, и мы ещё побредём впредь»». В 1663 году после того как патриарх Никон потерял всякое влияние при дворе, Аввакум был возвращён в Москву. Обратный путь его был страшен и длился три года. Всё время пути Аввакум «по всем городам и по селам, в церквах и на торгах кричал, проповедуя слово Божие, и уча и обличая безбожную лесть», то есть никонианские новшества. Первые месяцы его возвраще ния в Москву были временем большого личного торже ства Аввакума. Ничто не мешало москвичам, между кото рыми было много явных и тайных сторонников раскола, восторженно чествовать страдальца, по их просьбам воз вращённого. Сам царь вначале показывал расположение к нему, велел его «поставить на монастырском подворье в Крем ле» и, «в походы мимо моего двора ходя», рассказывает Аввакум, «кланялся часто со мною, низенько таки, а сам говорит: «благослови де меня и помолися обо мне»; и шапку в иную пору мурманку снимаючи, с головы уро нил, будучи верхом. Из кареты, бывало, высунется ко мне», и все бояре после царя челом, да челом: протопоп! благослови и молися о нас». Однако уже вскоре все убеди лись, что Аввакум не личный враг Никона, а принципи- 636
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz