Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.
ствующую роль. Он образно сравнивал духовную и свет скую власть с двумя небесными светилами — солнцем и луной, причем власть архиерейскую уподоблял солнцу, сияющему днем, а царскую —луне, которая светит отра женным светом. «Не от царей начальство священства приемлется, но от священства на царство помазуются, — писал Никон, —явлено много раз, что священство выше царства.». Конфликт светской и духовной власти был предопре делён, и только благорасположение Алексея Михайлови ча к духовному владыке оттягивало его неизбежную раз вязку. Но двоевластие не могло продолжаться вечно. Царь уже начал тяготится опекой патриарха, а что каса ется знати, то она люто ненавидела выскочку, крестьян ского сына, обращавшегося с родовитыми боярами как со своими холопами. Опала настигла Никона исподволь, почти незаметно. Сначала обидели дворянина из патриарших служилых людей, и обидчик остался безнаказанным, чего раньше и представить было невозможно. Потом царь перестал появляться в Успенском соборе, где служил патриарх. 9 июля 1658 года к Никону пришёл князь Юрий Ромо- дановский и сказал: «Царское величество на тебя гневен, ты пишешься великим государем, а у нас один великий государь — царь». Никон возразил, что этот титул был дарован ему самим царём, о чём свидетельствует писан ные его рукой грамоты. «Царское величество, —продол жал Ромодановский, — почтил тебя как отца и пастыря, но ты этого не понял; теперь царское величество велел мне сказать тебе, чтоб ты впредь не писался и не называл ся великим государём, и почитать тебя впредь не будет». После этого разговора Никон решился на отчаянный шаг. Он обратился к народу со словами, что больше не хочет быть патриархом, снял с себя патриарший клобук, обла чился в простое монашеское одеяние и пешком пошёл 632
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz