Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

го содержания здесь нет никакой разницы, однако имен­ но это обрядовое нововведение послужило в дальнейшем началом раскола: двуперстие стало символом привержен­ ности старому обряду, и массовые самосожжения проде­ монстрировали верность этому принципу.1 Созванный в 1654 году Церковный собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствие не только с греческой, но и с русской тра­ дицией. Власть Никона простиралась далеко за пределы его церковных владений. Однажды в Успенском соборе царь Алексей Михайлович в своей речи к боярам в присут­ ствии самого Никона назвал его «великим государем», и с тех пор этот титул утвердился за патриархом. Раньше такой титул был лишь у патриарха Филарета, отца перво­ го царя из династии Романовых. Влияние Никона возрос­ ло за время длительных отлучек царя, вызванных войной с Польшей. В отсутствии царя патриарх управлял госу­ дарством и от своего имени рассылал указы воеводам. Архидиакон Павел Аллепский писал о том, что видел в Москве: «Бояре прежде входили к патриарху без доклада привратников, он выходил им навстречу и при уходе шёл их провожать. Теперь же, как мы видели собственными глазами, министры царя и его приближенные сидят дол­ гое время у наружных дверей, пока Никон не дозволит им войти; они входят с чрезвычайной робостью и страхом, причем до самого окончания своего дела стоят на ногах, а когда затем уходят, Никон продолжает сидеть». Никон, не довольствуясь положением фактического соправителя государства, начал претендовать на первен­ 1Успенский Б. А. Избранные труды, том I. Семиотика истории. Семио­ тика культуры. —М.: Школа «Языки русской культуры», 1996, с. 478. 631

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz