Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

Двуперстие и троеперстие По поводу замены двуперстия на троеперстие следует добавить и уточнить следующее. По мнению известного российского филолога, семиотика, историка языка Бори­ са Андреевича Успенского, здесь, прежде всего, как в том, так и в другом случае выражается как символика троич­ ности (знаменующая Троицу), так и символика двоично- сти (знаменующая две природы Христа —Божественную и человеческую). Но если в принятом ранее способе сло­ жения перстов (двуперстии) идея Троицы передавалась сочетанием большого пальца с безымянным и мизинцем, а идея Богочеловечества — сочетанием указательного и среднего пальцев, то в новом способе (троеперстии) перстосложения идея Троицы передается сочетанием большого, указательного и среднего пальцев, а идея Бого- человечества —сочетанием безымянного пальца с мизин­ цем. При этом нет никаких указаний на то, что какие- то пальцы считались вообще более важными, семиотиче­ ски маркированными. Итак, с точки зрения выражаемо­ 1При совершении земных поклонов человек должен пасть ниц и коснуться коленями и челом пола, а при поясных —наклонить голову и коснуться пола пальцами. 630

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz