Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

утвердилось совокупность иных обычаев, которые впо­ следствии назовут новый обряд. Начавшийся в XIII—XIV веках процесс политико-культурного размежевания Северо-Восточной (Владимирской, а затем Московской) и Юго-Западной Руси (вошедшей в состав Великого Кня­ жества Литовского), приводил к проникновению через Литву новогреческих богослужебных традиций, хотя, например, в самой Литве и даже у сербов в начале XVII века еще достаточно широко было распространено двое- перстие. В связи с этим в Московской Руси встал вопрос, какого порядка в богослужении следует придерживаться. На Стоглавом соборе 1551 года на этот вопрос был дан ответ: «Аще ли кто двема персты не благословляет, якоже и Христос, или не воображает крестного знамения, да будет проклят, святии отцы рекоша.» (Стоглав 31). «Не подобает святыя аллилуии трегубити, но дважды гла- голати аллилуия, а в третий — слава тебе, Боже.» (Сто­ глав 42). По данным вопросам мнения верующих разде­ лились. Одни (в том числе патриарх Иосиф) предлагали исправить Церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским образцам. Другие (к числу которых относился царь Алексей Михайлович и его ближайшее окружение) считали, что следует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам, с которых они в своё время переписывались. После смер­ ти патриарха Иосифа новым предстоятелем Русской Православной Церкви по предложению Алексея Михай­ ловича был избран Никон —митрополит Новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу. Реформа прошла в 1653—1655 годах и касалась в основном церковных обрядов и книг. Было введено: крещение тремя пальцами вместо крещения двумя, пояс­ ные поклоны вместо земных1, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги. 629

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz