Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.
вопросы церковного характера так и не были решены ни при нем, ни при его преемниках — патриархах Иоасафе I и Иосифе. Среди них главным был вопрос обновления религиозной идеологии и церковных обрядов. Стремясь противодействовать в годы Смуты западному влиянию, церковь усилила в эти годы борьбу с иноверием. В середине XVII века стало ясно, что в русских цер ковных книгах, переписывавшихся от руки, имеется мно го описок и искажений текста по сравнению с оригина лами. Немало сомнений вызывал обычай многоголосия во время церковной службы, то есть когда священник, дьякон и сами верующие молились одновременно, порой используя разные молитвы, при этом крестное знамение производилось двумя пальцами. Здесь стоит отметить, что в ранних работах святых отцов, до VIII века, как пер- стосложение для крестного знамения чаще всего упоми нается один перст, очень редко многие персты и ни разу два перста. К IX веку, и ко времени Крещения Руси, в Византийской империи, в Константинополе было двое- перстие для крестного знамения, об этом есть подробные научные исследования христианских текстов. Позднее, примерно с середины XIII века греки стали переходить на троеперстие. Что касается количества просфор на проскомидии, сугубой или трегубой аллилуйи, направления движения крестного хода, то здесь не было единообразия. У Русских получило господствующее положение совокупность таких обычаев, как двоепер- стие, сугубая аллилуйя, посолонь1 и т.д., которые впо следствии назовут старый обряд, а у греков позднее (осо бенно после падения Константинополя) постепенно 1Посолонь —направление движения молящихся, совершаемое по часо вой стрелке (по солнцу), во время крестного хода. 628
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz