Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.
теля, в училище или индивидуально у «мастера грамоты», при монастырях и церквях. Однако у высших сословий со второй половины XVII века наметилось стремление давать своим детям повышенное образование, прежде всего, обучать иностранным языкам. Царь и Боярская дума начали устанавливать диплома тические отношения с европейскими странами, прини мали иностранные посольства. В боярских семьях появи лись учителя — иностранцы, помогавшие в овладении западной образованностью. Эта тенденция поддержива лась и царской семьёй. Так, например, религиозный писатель и богослов Симеон Полоцкий1 обучал двух сыновей царя Алексея Михайловича иностранным язы кам, пиитике, риторике и богословию. С середины XVII века в Москве стали открываться школы, созданные по образцу европейских грамматиче ских школ и дававшие как светское, так и богословское образование. В это время произошли и важные измене ния в методике начального обучения. Буквослагательный метод обучения грамоте сменился звуковым. Вместо бук венного обозначения цифр (буквами кириллического алфавита) стали использоваться арабские цифры. В буквари вошли связные тексты для чтения, например, псалмы. Появились «азбуковники», то есть толковые сло вари для учащихся. 1Симеон Полоцкий (в миру — Самуил Гаврилович Петровский-Сит- нянович; годы жизни: 12 декабря 1629 г. — 25 августа 1680 г.) — К его наставлениям прислушивались не только царь Алексей Михайлович, но и все его дети — вплоть до царевны Софьи и малолетнего Петра I. В 1678 году Симеон Полоцкий организовал при дворе типографию, пер вой изданной книгой которой стал «Букварь». В 1679 году он составил проект указа о создании Славяно-греко-латинской академии. 621
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz