Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

(от Восточно-Европейской равнины до просторов Сиби­ ри), имея впечатляющий запас природных богатств, серьёзно отставало от ведущих европейских держав. Отставание России проявилось в неразвитости капита­ листических отношений, в недостаточности изысканий и добычи полезных ископаемых, в слабом развитии тор­ говли с другими странами из-за невозможности выхода к Балтийскому и Чёрному морям, а также в частых воен­ ных неудачах во второй половине XVII века, вызванными отсутствиием регулярной армии и флота. Технико-эко­ номическая отсталость России была следствием тяжёлых испытаний, выпавших на её долю. Развитие государства надолго затормозило монголо-татарское владычество. Страна на столетия оказалась оторванной от общения с Европой. Кроме того усугубляли положение России и феодально-крепостнические отношения. Но тем не менее, уже во второй половине XVII века в России появляются предпосылки для преобразований и проведе­ ния важнейших реформ. В первую очередь к ним отно­ сятся объективная потребность в развитии промышлен­ ности и внешней торговли, науки и образования, а также стремление не только оградить свои земли от посяга­ тельств Речи Посполитой, Швеции и Турции, но и утвер­ диться в ранге сильной европейской державы. Образование в Русском царстве в XVI — XVII веках Укрепление Русского государства повлекло за собой и подъём образования. С одной стороны, стали возникать многочисленные приходские и частные школы, где обу­ чались грамоте и счёту дети не только духовенства, но и ремесленников и купцов; с другой стороны была 618

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz