Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

ря преподобный мученик Афанасий. Двое из семи запад­ норусских епископов — львовский Гедеон Бала­ бан и перемышльский Михаил Копыстенский —отверг­ ли решения униатского Собора, вскоре после его начала открыв заседания православного Собора. Возглавил пра­ вославный Собор, на котором присутствовало значитель­ ное количество мирян, включая князя Константина Острожского, Экзарх Вселенского Патриарха великий протосинкелл Никифор, имевший на то письменные полномочия от Патриарха. Позиция участников Собора заключалась в том, что без воли Собора восточных Патриархов местный Собор в Бресте не вправе решать вопрос об унии. Православный Брестский Собор отверг унию, отлучил униатских епи­ скопов и лишил их сана, восстановил в священстве тех священнослужителей, которые были лишены его еписко­ пами —приверженцами унии. В октябре 1620 года Иерусалимским Патриархом Фео­ фаном Ш, поставившим православного Киевского мит­ рополита Иова Борецкого, а также епископов на все вакантные кафедры православной Киевской митропо­ лии, на Украине была восстановлена православная иерархия. В 1633 году митрополиту Петру Могиле удалось добиться у польского короля Владислава IV признания независимого от униатов существования православной церкви. Тем не менее, преследование православных на Укра­ ине продолжалось, и в конечном итоге политическое и религиозное давление вылилось в восстание Богдана Хмельницкого, вследствие которого Польша лишилась половины Украины. Однако на территориях, оставшихся под Польским владычеством — правобережной Украине и Белоруссии, продолжалось давление на православных и спустя век, когда уже ослабленная Речь Посполитая была разделена, России достались территории полностью 566

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz