Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

Изданная 23 февраля 1596 года тем же папой булла «Decet Romanum Pontificem», адресованная митрополиту Рагозе, не предусматривала автономии для Киевской митрополии, но, тем не менее, гарантировала уважение к восточной литургической традиции и невмешательство светских властей в епископские назначения. Акт об унии был принят 9 октября 1596 года на Собо­ ре, открывшемся 6 октября 1596 года в Бресте, на котором присутствовали митрополит Киевский Михаил Рагоза, епископы Луцкий, Владимиро-Волынский, Полоцкий, Пинский и Холмский, а также папские и королевские послы и ряд западнорусских епископов. Согласно состав­ ленной соборной грамоте, епископы перечисленных пра­ вославных епархий признавали своим главой рим­ ского папу, принимали римско-католическую догматику, но сохраняли богослужение византийского обряда на церковнославянском языке. Целью Брестской унии являлось обеспечение для высшего православного духовенства на территории Речи Посполитой положения, равного положсению католиче­ ского духовенства, а также ослабление притязаний Рус­ ского царя на земли Юго-Западной Руси. Заключение Брестской унии привело впоследствии к созданию Украинской грекокатолической церкви. Последователи унии, лица, придерживавшиеся грекока­ толического (униатского) исповедания, именовались «униатами», причём этот термин часто имел негатив­ ную коннотацию (обозначение) при употреблении иерархами Русской и Украинской православных церквей. Заключение Брестской унии вызвало протесты кре­ стьян, казаков, мещан, части православной шляхты, низ­ шего духовенства, а первоначально —и некоторых круп­ ных украинских феодалов. Активным противником и борцом с унией стал игумен брестского Свято-Симеоновского монасты­ 565

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz