Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

некоторыми русскими толкователями и исследователями, например Серафимом Саровским1 и Павлом Флорен­ ским, предпринимались попытки истолковывать «Гога и Магога» в положительном смысле. Так, Саровский писал, что Россия сольётся в одно море великое с прочи­ ми землями и племенами славянскими, она составит гро­ мадный вселенский океан народный, о коем Господь Бог издревле изрёк устами всех святых: «Грозное и непобеди­ мое царство всероссийское, всеславянское — Гога Маго- га, пред которым в трепете все народы будут». Однако официальная Православная Церковь дистанцировалась от подобной интерпретации. Обобщая изложенное, выделим следующие ключевые моменты. Под словом РОШ или РОС, названа Русь (Рос­ сия). Под именами ГОГ и МАГОГ возможно указаны ски­ фы, гунны, монголы и русские (славяне), а на террито­ рии, которую занимали эти народы, образовались сна­ чала Гуннская, затем Монгольская империи, а потом и Российская империя, то есть Великая Империя Магог. Под словом МЕШЕХ или МОСОХ—указана легендарная личность, по имени которого, как утверждали средневе­ ковые авторы, в том числе и Киевский синопсис, была названа Москва. Итак, к началу первого тысячелетия до нашей эры в Европе выделялись следующие крупные этноязыковые массивы: финно-угорские народы, живущие в Западной Сибири, Центральной, Северной и Восточной Европе, 1Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин, родился 19 (30) июля 1754 г. (или 1759 г.) в Курске — умер 2 (14) января 1833 г. в Саровском монастыре) —иеромонах Саровского монастыря, основа­ тель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Русской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая II. Один из наиболее почитаемых православных святых. 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz