Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

«отправлять по ним божественную службу казалось тогда делом богопротивным». Но этой гипотезе противоречит то, что возникновению печатного дела активно способ­ ствовал высший иерарх —митрополит Макарий. Извест­ ный российский учёный-книговед, доктор исторических наук Евгений Львович Немировский видит причины отъ­ езда Ивана Фёдорова в исторических событиях, происхо­ дивших тогда в Москве и во всей России. Начатый Ива­ ном Грозным террор коснулся и ближайшего окружения Ивана Фёдорова.1 Так или иначе, после поджога, уничтожившего его мастерскую, Иван Фёдоров со своим помощником Пет­ ром Мстиславцем уехал в Великое княжество Литовское, где основал типографию в городе Заблудове, в имении гетмана литовского Григория Ходкевича. Там, он в 1569 году напечатал «Учительное Евангелие» —сборник бесед и поучений с толкованием евангельских текстов. В 1570 году Иван Фёдоров издал книгу «Псалтырь с Часо- словцем», широко использовавшуюся для обучения гра­ моте, а в 1574 году выпустил в свет первый русский учеб­ ник —Азбуку, сыгравшую колоссальную роль в станов­ лении отечественного просвещения. Впоследствии Ива­ на Фёдорова пригласил к себе староста Владимирский и маршалок Волынской земли, воевода киевский, покро­ витель православной веры, князь Константин Острож- ский в город Острог. Где Иван Фёдоров напечатал, по поручению князя, свою знаменитую «Острожскую Библию», первую полную Библию на церковнославян­ ском языке. «Острожская Библия» состоит из 76 книг Ветхого и Нового завета (по сравнению с нынешними изданиями церковно-славянской Библии недостает толь­ 1Немировский Е. Л. Иван Фёдоров. —М.: Наука, 1985, с. 117. 494

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz