Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

да на нас, неприметный — но ставший значительным, низменный и беспомощный —но взошедший на верши­ ну блеска и богатства. Народ, поселившийся где-то дале­ ко от нас, варварский, кочующий, имеющий дерзость, беспечный, неуправляемый, без военачальника, великой толпой, столь стремительно, будто морская волна, нахлы­ нул на наши пределы». В 867 году Фотий в «Окружном послании» восточным патриархам говорит о Руси, упоминая и так называемое первое её крещение: «Даже для многих многократно зна­ менитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос — те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромей- скую державу! Но ныне, однако, и они переменили язы­ ческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан. И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере, что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христиан­ ские обряды».1 В Острожской Библии2, в Пророчестве Иезекииля, «князь Рош» указан как «князь Росска». В связи с этим, 1Кузенков П. В. Поход 860 года на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках / / ДГ, 2000 г. М., 2003, с. 15—84; Кузенков П. В. Святитель Фотий, патриарх Константинополь­ ский. Окружное послание / / Альфа и Омега. 1999. №3 (21), с. 85—102. 2Острожская Библия —первое завершённое издание Библии на церков­ нославянском языке, опубликованное в Остроге русским первопечат­ ником Иваном Фёдоровым в 1581 году с помощью православного князя Константина Острожского, по благословению дубенского игумена Иова. Издание подготовлено совместными усилиями кружка учёных, собранного вокруг Острожской школы (академии). 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz