Мосолов, С. От древних славян до Русского царства: курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Б.м.] : Издательские решения, 2016. – 728,[5] с.: ил.

мам, характерным для церковной и официальной свет­ ской литературы того времени. Его труд «Хождение за три моря» дошёл до нас в трёх изводах, или редакциях. Один из них содержится в составе Софийской второй и Львов­ ской летописей, восходящих к своду 1518 года, отражав­ шему, в свою очередь, более ранний летописный свод 80­ х годов XV века; второй входит в сборник конца XV — начала XVI века из Музейного собрания Российской государственной библиотеки, принадлежавший ранее Троицкому монастырю и именуемый, поэтому Троицким (записки были обнаружены Николаем Михайловичем Карамзиным в архиве Троицко-Сергиевского монастыря в составе Троицкого сборника. Карамзин опубликовал отрывки из сборника в 1818 году в примечаниях к своему VI тому «Истории государства Российского»); третья редакция, входящая в состав поздней летописно-хроно­ графической компиляции, относится уже к XVII веку. Отрывки из «Хождения» читаются также в сборнике кон­ ца XV века —РГБ, ф. 178. №3271 (л.35). В связи с присутствием в «Хождении» арабско-пер­ сидской лексики и мусульманских молитв, в частности, заключительного текста из Корана: «А Русь Бог да сохра­ нит! Боже, сохрани её! Господи, храни её! На этом свете нет страны, подобной ей, хотя эмиры Русской земли несправедливы. Да устроится Русская земля и да будет в ней справедливость! Боже, Боже, Боже, Боже! (обра­ щение к Богу на арабском, персидском, русском, тюрк­ ском)», среди учёных обсуждался вопрос о том, не принял ли Афанасий Никитин в Индии ислам. Поэто­ му ряд исследователей, например, западные исследова­ тели Г.Д Ленхофф и Д. Б. Мартин считали его «отступ­ ником» и утверждали, что Афанасий Никитин усвоил исламское мировосприятие и к концу своего путеше­ ствия перешёл в лагерь ислама.1В свою очередь, проти­ воположную позицию высказал советский филолог Яков 471

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz